Наблюдатель
На почве размышлений про Жоржа у меня возникла интересная теория.
Положим, у нас есть человек, который был умышленно депривирован от выражения какой-то эмоции. Допустим, ему запрещали плакать. Ясное дело, что эта эмоция никуда не делась, она просто нашла другой способ выражения, например на протяжении всего периода депривации выливалась в агрессию, аутоагрессию итп. Так он жил некоторое продолжительное время, но потом его выводят из этого состояния. Он попадает к психологу, оказывается в позитивном окружении, ему больше не поступает никаких сигналов о избегании слез. Вероятно, ему потребуется также достаточно длительный срок, чтобы снова научиться проявлять эмоцию — плакать. Но! Когда он научится этому, он будет чувствовать себя недостаточным! То есть ему будет казаться, например, что он плачет мало, в то время как ситуация требует рыданий, а не трех слезинок, или же что его слезы — актерская игра, чтоб подстроиться под ситуацию (он ведь уже знает, что плакать — «правильная реакция»), но не настоящая его эмоция. В общем он будет чувствовать, что проявляет данную эмоцию не так, неправильно, слабо, НЕДОСТАТОЧНО. И от этого ощущения «отучиться» будет уже сложнее, чем научиться просто выражать пострадавшую эмоцию.
Положим, у нас есть человек, который был умышленно депривирован от выражения какой-то эмоции. Допустим, ему запрещали плакать. Ясное дело, что эта эмоция никуда не делась, она просто нашла другой способ выражения, например на протяжении всего периода депривации выливалась в агрессию, аутоагрессию итп. Так он жил некоторое продолжительное время, но потом его выводят из этого состояния. Он попадает к психологу, оказывается в позитивном окружении, ему больше не поступает никаких сигналов о избегании слез. Вероятно, ему потребуется также достаточно длительный срок, чтобы снова научиться проявлять эмоцию — плакать. Но! Когда он научится этому, он будет чувствовать себя недостаточным! То есть ему будет казаться, например, что он плачет мало, в то время как ситуация требует рыданий, а не трех слезинок, или же что его слезы — актерская игра, чтоб подстроиться под ситуацию (он ведь уже знает, что плакать — «правильная реакция»), но не настоящая его эмоция. В общем он будет чувствовать, что проявляет данную эмоцию не так, неправильно, слабо, НЕДОСТАТОЧНО. И от этого ощущения «отучиться» будет уже сложнее, чем научиться просто выражать пострадавшую эмоцию.